Печать

Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации

Posted in Законодательство

Основные положения Федеральных законов, принятых при вступлении Республики Крым в состав Российской Федерации

 Подписание Президентом Российской Федерации Федерального закона «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» и Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» завершили юридическое оформление воссоединения России и Крыма.

Федеральный конституционный закон (далее – ФКЗ) воспроизводит многие нормы подписанного Договора, а также в значительной степени детализирует отдельные его положения.

Первостепенный вопрос, нашедший отражение в нормах ФКЗ – вопрос закрепления гражданства. Устанавливается, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым, признаются гражданами Российской Федерации. Исключение делается для тех лиц, которые в течение одного месяца добровольно заявят о своем желании сохранить имеющееся у них гражданство. На лицо полная свобода населения Крыма выбирать свое гражданство, несмотря на включения этой территории в состав Российской Федерации, что корреспондирует общепризнанным нормам международного права и не может расцениваться как насильственное навязывание Россией своих правил.

В ФКЗ также отмечается, что документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев.

Следующий немаловажный вопрос касается воинской обязанности и военной службы. Закрепляется, что органы военного управления и воинские формирования Республики Крым, а также военнослужащие, проходящие в них службу, продолжают осуществлять свою деятельность (проходить военную службу), но уже в соответствии с законодательством Российской Федерации, до урегулирования вопроса о включении этих органов и формирований в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов или об их переформировании (расформировании). Указанным военнослужащим предоставляется преимущественное право на поступление на военную службу по контракту, если они примут гражданство Российской Федерации и будут отвечать тем требованиям, которые предъявляются законодательством Российской Федерации к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Соответственно ни один военнослужащий, добровольно решивший присягнуть Российской Федерации, не будет лишен права проходить военную службу в Российской Федерации.

ФКЗ предусматривает переходный период, в соответствии с которым до 1 января 2015 года урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Отмечается, что во второе воскресенье сентября 2015 года в Крыму пройдут выборы в органы государственной власти Республики Крым и в органы государственной власти города федерального значения Севастополя. До проведения выборов действующая в Крыму система власти: Государственный Совет Республики Крым – парламент Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя продолжат свою деятельность.

В целях сохранения права на судебную защиту для граждан и организаций, расположенных в Крыму, также сохраняют свое действие и судебные органы Крыма, до создания соответствующих судов Российской Федерации.

Смогут продолжить свою деятельность и государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территории Крыма. Им не придется изменять прежнюю организационно-правовую форму до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не остались без внимания и гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, которые в первую очередь волнуют крымчан. Лица, которые изъявят желания стать гражданами Российской Федерации, получат право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Медицинская помощь будет оказываться гражданам на уровне не ниже предусмотренного программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, действующей в Российской Федерации, а законодательство об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, будет применяться на территории Республики Крым с 1 января 2015 года. 

Также в ФКЗ закрепляется, что Российская Федерация будет оказывать Крыму обещанную финансовую поддержку в течение переходного периода, а законодательство о налогах и сборах будет действовать только с 1 января 2015 года.

В рамках действия принципа единой валютной политики в Российской Федерации, согласно которому только рубль является платежным средством в Российской Федерации, денежной единицей на территории Крыма объявляется рубль. Однако устанавливается переходный период и до 1 января 2016 года допускаются обращение национальной денежной единицы Украины – гривны и осуществление расчетов в наличной и безналичной формах в гривнах.

Таким образом, уже к концу года жители Крыма станут полноправным гражданами Российской Федерации, что в условиях той социальной политики, которая проводится в Российской Федерации, существенно повысит уровень благосостояния жителей Крыма. 

Кроме того, не стоит забывать и тех людях, которые проживают на оставшейся территории Украины, подвергающимся всевозможной дискриминации со стороны нового «правительства» Украины.

Депутатом нижней палаты парламента Иваном Никитчуком на рассмотрение Госдумы внесен законопроект о принятии в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке русскоязычных граждан государств бывших союзных республик СССР, подвергающихся дискриминации на их территории по этнокультурной, политической или профессиональной принадлежности.

Законопроект № 460255-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части регулирования упрощенного приема в гражданство соотечественников, проживающих в странах бывшего СССР» предусматривает право на получение российского гражданства в упрощенном порядке для лиц, являющихся русскоязычными гражданами государств, входивших в состав СССР, имеющих гражданство и проживающих на территории данных государств, но, подвергающихся дискриминации по этно-культурной, политической или профессиональной принадлежности, при условии, что они обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации и отвечают требованиям по владению русским языком.

Кроме того, законопроект предусматривает сокращение сроков рассмотрения заявления о принятии в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке с шести до двух месяцев.

Принятие законопроекта позволит создать правовые условия для упрощенного вступления в гражданство для граждан, подвергающихся дискриминации, тем самым повысит уровень их защищенности и восстановит социальную справедливость, что в условиях обстановки, сложившейся в эти дни в Украине, делает его особенно актуальным.

В развитие принятого Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Натальей Бурыкиной и зампредом комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николаем Журавлевым внесен в Госдуму законопроект № 478514-6 «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период», направленный на правовое регулирование работы финансовой системы Крыма в переходный период до 1 января 2015 года, в частности меры по защите вкладчиков, чьи счета в условиях «холодной войны» могут оказаться заблокированными.

Законопроект определяет особенности функционирования на переходный период на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя банков, некредитных финансовых организаций, небанковских финансовых учреждений, пунктов обмена валют, зарегистрированных и действующих на указанных территориях, а также особенности получения лицензий, разрешений и аккредитаций, особенности постановки их на учет или прекращения их деятельности. Регулируются также особенности обращения эмиссионных ценных бумаг, выпущенными эмитентами, местом нахождения которых является Крым.

Для кредитных учреждений предусматривается возможность продолжать до 1 января 2015 года осуществление банковской деятельности на территории Крыма без получения лицензии на осуществление банковских операций, выдаваемой Банком России, при соблюдении ряда условий, причем этот перечень остается открытым, что по факту наделяет Банк России полностью регулировать их деятельность. В частности, Банк России вправе запросить информацию о собственниках и портфеле банка, ввести ограничение на величину процентной ставки по вкладам и прием денежных средств от населения, а также установить размер комиссии за обмен украинской гривны на рубль, а в случае невыполнения в течение 3 дней обязательств перед вкладчиками Банк России будет прекращать деятельность недобросовестных кредитных организаций. Указанная новелла особенно актуальна в настоящее время, поскольку после референдума некоторые банки вообще приостановили свою деятельность, а другие — резко ограничили выдачу наличных, ссылаясь на технологические проблемы.

После окончания переходного периода законопроект предусматривает для местных кредитных учреждений два варианта действий — либо они становятся российскими банками, оформляя 

с 1 января 2015 года соответствующую лицензию в Банке России, либо регистрируются в качестве дочерних организаций головных банков, расположенных на Украине. В этом случае до 1 июля 2014 года необходимо проинформировать Банк России и население полуострова через имеющиеся средства массовой информации о создании такой «дочки», ее названии, а также объемах передаваемых активов и обязательств, которые должны быть соразмерны друг другу.

Кроме того, законопроектом предусматривается возможность открытия в Крыму новых банков с уставным капиталом не менее 300 млн руб.

Также на переходный период определяются особенности исполнения соответствующими субъектами правил российского законодательства в сфере противодействия отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, валютного законодательства, особенности открытия банковских счетов субъектами хозяйственной деятельности Крыма.

Принятие законопроекта позволит избежать ситуаций, связанных со злоупотреблениями недобросовестных кредитных учреждений, позволит максимально эффективно сохранить финансовую стабильность в регионе и не допустить потери гражданами Крыма своих денежных средств.